Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск по сайту
Новости

Современные подходы и технологии в ранней помощи детям с ОВЗ

31.05.2017

 В Алтайском государственном педагогическом университете в рамках программы сотрудничества Института дополнительного образования и Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета завершились курсы повышения квалификации по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Квалификацию повысили медицинские и социальные работники, педагоги АлтГПУ, педагоги общеобразовательных и коррекционных школ, педагоги дошкольного образования и психологи из 14 районов (в том числе удаленных: Михайловского, Усть-Калманского, Локтевского) и 5 городов Алтайского края (Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород). Состав участников (более 80 человек) отражает комплексный межведомственный характер проблемы организации системы ранней помощи детям.

Обучение провел эксперт в данной области - профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей (при Минтруда России), кандидат медицинских наук Александр Михайлович Казьмин. 

Слушателей курсов приветствовали ректор АлтГПУ И.Р. Лазаренко, заместитель министра образования и науки Алтайского края, начальник отдела управления качеством образования О.Н. Бутенко, уполномоченный при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка О.А.Казанцева, директор ИДО Л.А. Веретенникова. Организаторы и высокие гости единодушно говорили о важности и значимости заявленной темы мероприятия для региона, о весомости визита А.М. Казьмина в Алтайский край.

Актуальность темы проведенных курсов обозначена распоряжением Правительства России №1839-р от 31 августа 2016 года по утверждению Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

Целевой группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми до трех лет, у которых имеются отставания в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития.

Ранняя помощь таким детям и их семьям предполагает комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе, содействие их оптимальному развитию, формированию психического и физического здоровья, включения в среду сверстников и интеграцию в общество.

В программе курсов повышения квалификации были освещены следующие  вопросы:

  1. Современные подходы в ранней помощи.
  2. Ключевые вопросы организации деятельности службы (центра) ранней помощи, лакотеки, связанные с внедрением стандартных требований к предоставлению услуг ранней помощи (с разбором примера организаций деятельности службы ранней помощи).
  3. Проведение оценки развития ребенка, его участия в жизненных ситуациях, ресурсах и ограничениях среды на основе принципов и категорий Международной классификации функционирования для составления индивидуальной программы ранней помощи (с демонстрацией примеров).
  4. Использование облачного инструмента (КИП) для построения индивидуальной программы ранней помощи, сопровождения ее реализации и оценки эффективности (с демонстрацией примеров).
  5. Реализация индивидуальных программ ранней помощи (с демонстрацией примеров: дети с расстройством аутистического спектра, с центральным нарушением зрения, с нарушением подвижности, с множественным нарушением развития).
  6. Методология ранней помощи: подходы, методы, общие технологии, специальные методики, конкретные приемы (с демонстрацией примеров).
  7. Супервизия в службах ранней помощи и лекотеках: дистанционная супервизия родителей (с демонстрацией примеров), внутренняя и внешняя супервизия работы ведущих специалистов.

 Особого внимания и уважения заслуживает опыт работы Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы», в рамках которого А.М. Казьмин со своей командой оказывают раннюю помощь детям с нарушениями развития и их семьям.

Уникальным является продемонстрированное использование облачного конструктора индивидуальных программ (КИПо), позволяющего в он-лайн режиме взаимодействовать с родителями и специалистами служб поддержки (логопедами,  психологами, медиками). Использование коллективного авторского продукта на платформе Google расширяет возможности специалистов и усиливает ресурсы в сфере оказания ранней помощи детям. Разработанное ноухау на основе современных технологий – это идеальная модель-образец работы для специалистов Алтайского края.

Практическую ценность для специалистов Алтайского края в данной сфере имеет представленный Казьминым А.М. сайт http://лекотека.рф/ для родителей, воспитывающих детей от 0 до 8 лет с нарушениями развития и специалистов в сфере ранней помощи, сотрудников Лекотек, Центров или Служб Ранней Помощи, Консультационных Центров, разработанного экспертами в сфере ранней помощи из города Москвы.


  Слушатели курсов активно задавали волнующие вопросы лектору, консультировались, обсуждали проблемы организации ранней помощи в регионах и обменивались контактами. В ходе встречи с Казьминым А.М. достигнуто соглашение о его дальнейшем сотрудничестве с Институтом дополнительного образования АлтГПУ в рамках программ повышения квалификации и научно-методической поддержки педагогов университета, занимающихся вопросами ранней помощи.

Справка: В Алтайском крае развитие ранней помощи началось в рамках краевой целевой программы «Ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития» и государственной программы Алтайского края «Дети Алтая» на 2011-2015 годы при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках вышеуказанных программ в учреждениях разной ведомственной принадлежности (здравоохранение, образование, социальное обслуживание) оснащены и открыты кабинеты, созданы специальные педагогические условия для проведения коррекционно-развивающих занятий: предметно-развивающая среда, комфортное пространство для общения родителей, детей и специалистов (http://www.altairegion22.ru/region_news/spetsialisty-altaiskogo-kraya-pod-rukovodstvom-professora-iz-moskvy-izuchayut-sovremennye-tehnologii-rannei-pomoschi-detyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya_593993.html)

Презентации Казьмин А.М.

Фотоархив 29-30 мая 2017

Возврат к списку